Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта
СКИТУ Сибирский казачий институт технологий и управления
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Московский государственный университет технологий и управления
имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)»



Адрес: 644010, г. Омск, ул. Пушкина, 63
тел.: +7 (3812) 36 25 86 (директор),
+7 (3812) 31 15 26 (отборочная комиссия)
e-mail: omsk@mgutm.ru
сайт: www.mgutu-omsk.3dn.ru
Главная » 2015 » Март » 23 » Компетенстностный подход к интеграции вузов и предприятий

Компетенстностный подход к интеграции вузов и предприятий
Боженко Татьяна АлександровнаБоженко Татьяна Александровна
старший преподаватель кафедры
экономических и гуманитарных наук,
Сибирский казачий институт технологий и управления
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет технологий и управления
имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)»


Вопросам интеграции науки, образования и производства всегда уделялось повышенное внимание. В новых социально-экономических условиях, обеспечивающих широкий доступ к отечественным и зарубежным источникам информации, особое значение приобретает самостоятельность любого специалиста, его активность, способность дать адекватную оценку найденному или появившемуся источнику профессиональных знаний. Самодисциплина, самоконтроль, активность в избранной сфере деятельности, повышении профессиональной компетентности - необходимые качества современного профессионала, который сегодня - это во многом продукт собственной творческой созидательной активности.
В масштабах непрерывной образовательной подготовки наиболее целесообразным является формирование интегрированных структур, которые будут представлять собой  единый комплекс – «Вуз – Предприятие». Подобная интеграция позволяет более эффективно использовать материальные и кадровые ресурсы, способна обеспечить быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда, предоставляет действенную возможность реализации различных научно-технических проектов и образовательных программ регионального и федерального уровня.
Предпосылками интеграционного взаимодействия выступают противоречия между:
- потребностью современного общества в квалифицированном и мобильном специалисте, способном продуктивно действовать в динамичном контексте рыночной экономики и имеющим место отрывом академического, традиционного обучения от социальной практики общества и той профессиональной деятельности, ради которой это обучение предпринимается;
- необходимостью усиления практической стороны подготовки будущего специалиста, в том числе с учетом региональной специфики производственных структур, и достаточно скромным местом, которое отводится в содержании существующих образовательных программ различным видам практической подготовки студентов.
В соответствии с этим возможно включение студентов в соответствующую практическую деятельность, актуализация профессионально-ориентированных подходов к образованию и технологиям обучения, создание ситуаций творческого выбора и профессионального самоопределения.
Важнейшей задачей взаимовыгодного сотрудничества вуза и производственных предприятий является совершенствование практической подготовки будущих специалистов, что неразрывно связано с усилением научно-исследовательской составляющей подготовки студентов.
Соответствие  высшего образования требованиям производственных предприятий, относится к числу неотложных задач, поскольку современная рыночная экономика нуждается в специалистах, способных постоянно обновлять свои знания, овладевать новыми навыками, умеющими не только искать рабочие места для себя, но и создавать их для других. Помимо этого, основным условием  выхода на мировой рынок является не только выпуск качественной продукции, но и возможность предоставления услуг, являющихся результатом интеллектуальной деятельности. Очевидно, что гарантировать достойное место в мировом сообществе может лишь высокое качество образования, качественная подготовка.
Вуз должен готовить специалистов, способных к высокоинтенсивному труду, подготовленных к творческой деятельности, к осуществлению непрерывного образования. Это, в свою очередь, требует нового подхода к профессиональной подготовке студентов, предполагающего отказ от сведения  этого процесса только к усвоению знаний, умений и навыков, что обусловливает необходимость формирования у студентов определенных профессиональных качеств, обеспечивающих успешное выполнение конкретных производственных функций.
Во все времена предприятиям нужны были специалисты, знакомые с производством и сферой своей деятельности, способные влиться в рабочий процесс с минимальными временными затратами,  поэтому качество образования является необходимым уровнем подготовки  будущих специалистов, способных к эффективной профессиональной деятельности, к быстрой адаптации в условиях научно-технического
прогресса, владеющих технологиями в своей специальности, умением использовать полученные знания при решении профессиональных задач.
В целом, качество обучения обеспечивается системностью учебного процесса, уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава, налаженностью учебно-методического процесса, состоянием материально-технической базы, интеллектуальным потенциалом студентов и выражается в востребованности выпускников учебного заведения, их стремлении к самообразованию,  высокой оценке работодателей.
Развивающимся предприятиям, от эффективности, деятельности которых зависит благосостояние современного общества,  нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, обладающие большой мобильностью, динамизмом, конструктивностью,  готовые к взаимодействию.  Этого достигнуть возможно используя компетентностный подход.
Внедрение компетентностного подхода в российское образование обусловлено экономическими и общественными проблемами российского общества; проблемами профессионального образования, увеличением коммерческого приема студентов, низким трудоустройством выпускников государственных вузов; общеевропейской и мировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики; необходимостью гармонизации “архитектуры европейской системы высшего образования”; необходимостью смены образовательной парадигмы; богатством понятийного содержания термина “компетентностный подход” [1].
Компетентностный подход к подготовке  специалиста призван отвечать на вопрос о том, какие профессиональные задачи должен уметь решать специалист определенного ранга (должности), того или иного профиля.  Это соответственно должно служить ориентиром при решении комплекса вопросов подбора, расстановки, аттестации кадров, повышения эффективности подготовки, переподготовки и использования научно-педагогических работников.
Всем специалистам и руководителям предприятий необходимо общее понимание того, какие компетенции являются для предприятия ключевыми сегодня и в перспективе, важна степень понимания работником необходимости развития своих компетенций.
Знания, полученные работниками в учебных заведениях, требуют постоянного обновления. Поэтому все большее развитие получает идея создания систем непрерывного образования сотрудников (концепция «Вуз - Предприятие»). Компетентностный подход акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. С позиций данного подхода основным результатом деятельности становится формирование ключевых компетенций.
Компетентностный подход делает акцент на получение опыта самостоятельного решения проблем, что особенно ценно для предприятий военно-промышленного комплекса. И этот опыт нужен не как некое приложение к полученным знаниям, а как ядро, как смысл всего процесса.
Компетентностный подход выступает как инструмент управления персоналом, который дает четкое представление о профессиональных и поведенческих требованиях,  предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выполняемых задач.
Отсюда следует, что использование компетентностного подхода к интеграции вузов и предприятий  способно  значительно повысить эффективность и результативность,  как подготовки специалиста, так и деятельности  предприятия.

Литература
1. ЗимняяА.И. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.

Категория: Высшее образование сегодня и завтра | Просмотров: 1492 | Добавил: scale  
Ключевые слова: Статьи, ВУЗ, Боженко Т.А., компетентностный подход, интеграция | Рейтинг: 4.0/2
Статья размещена 23.03.2015 в 09:39
Оценить статью:
Всего комментариев: 0
avatar
Проверка тиц Яндекс.Метрика

Разработка и сопровождение сайта: scale
Хостинг от uCozЯндекс.Метрика
Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0