Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта
СКИТУ Сибирский казачий институт технологий и управления
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Московский государственный университет технологий и управления
имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)»



Адрес: 644010, г. Омск, ул. Пушкина, 63
тел.: +7 (3812) 36 25 86 (директор),
+7 (3812) 31 15 26 (отборочная комиссия)
e-mail: omsk@mgutm.ru
сайт: www.mgutu-omsk.3dn.ru
Главная » 2015 » Январь » 28 » Различные виды отделки в традициях женского казачьего костюма

Различные виды отделки в традициях женского казачьего костюма

Ерохова Яна АлександровнаЕрохова Я.А.

к.т.н., доцент кафедры технологий промышленности,
Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»
 
Национальный костюм – это бесценное уникальное достояние культуры любого народа, накопленное веками и пронесенное сквозь время. Это одежда, прошедшая в своём развитии долгий извилистый путь, тесно связанная с территорией, историей и эстетическими взглядами ее создателей. Искусство современного костюма развивается в тесной связи с народными, иногда многовековыми традициями. И, конечно, без углублённого изучения этих традиций невозможно дальнейшее прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства.
Казачий народный костюм является не только ярким самобытным элементом культуры, но и содержит в себе синтез различных видов декоративного творчества, особенностей орнаментации, традиционные элементы кроя, использование материалов, украшений и различных видов отделки. На формирование его состава, покроя оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил. Существенными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
Говоря о женском костюме, можно заметить, что женщины во все времена любили красиво одеваться. И женский казачий костюм – это лишнее тому подтверждение. У костюмов, сохранившихся до наших дней, мы можем наблюдать очень красивые линии силуэта и кроя, яркие цветовые сочетания, легкость фактуры материалов, разнообразие отделочных элементов.
Зачастую, казаки щедро баловали своих любимых женщин дорогими подарками. Верхнее платье казачки – кубелёк – шили из тканей шелковой группы (туаль, альпак, атлас и др.), парчи, бархата с высокой талией и застёжкой спереди. Отделка была яркой и богатой: пояса и детали костюма расшивали золотом, серебром, драгоценными камнями.
На женскую одежду, также ее отделку заметное влияние оказывал мужской военный костюм – медные пуговицы, пояса, всевозможные канты, глухие ворота или стойки. Отразилось это и на выборе темных цветовых предпочтений в платьях: синих и черных.
В женском костюме в качестве отделки присутствовало большое количество вышивки. Мастерицы украшали рукава, узкие от плеч и расширяющиеся к низу, белых домотканых рубах, воротники [1].
Пояса также использовались в качестве отделочных элементов для украшения женского повседневного костюма. Выше талии кубелёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом с пряжкой. Рукодельницы-казачки ткали пояса сами для своей семьи из шерстяных ниток – голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки. Длина пояса обычно была 1,5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. Концы отделывали различной бахромой из оставленных ниток. Пояс назывался кушак. Им подпоясывали сукмáн (верхняя одежда казачек типа сарафана), одевали поверх рубахи, юбки. Шили и бархатные пояса, отделанные жемчугом, золотыми или серебряными бляхами, застегивающиеся крючком.
Для костюма казачек характерно и обилие всевозможных кружев. Им в старину придавали особое – магическое значение, в качестве оберегов. Поэтому кружева имели особую ценность и, зачастую, когда одежда изнашивалась, их срезали и хранили отдельно, могли повторно использовать для отделки новой одежды.
В конце XIX века на Верхнем Дону вошел в моду головной убор казачек — колпак. Он представлял собой праздничный головной убор замужних женщин, который вязали из шелковых или хлопчатобумажных ниток в форме чулка с махрами. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На женской голове колпак имел вид плотно облегающей повязки. Вообще платки казачки любили всегда. Это был и будничный, и праздничный головной убор. Часто встречались платки из холста с тканым узором по краям, обшитые бахромой из шерсти, из набивного ситца (по красному фону синие, желтые, зеленые, черные цветы), платки из атласа или шелка, алого, зеленого, синего, желтого цвета, в крупную и мелкую клетку с кистями по краям. Девушки обычно носили платки, завязав их под подбородком, а женщины делали завязку платка сзади. Платок служил ярким цветовым акцентом, дополнял целостность всего традиционного костюма, красиво и мягко обрамлял лицо, подчеркивая женские черты.
У казачек того времени были платки на любой случай жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья, для покрывания под шаль и т. д. И сегодня, глядя на старинные русские тканые шали и набивные платки, восхищаешься необычной красотой, бесчисленностью сказочных узоров, удивительно смелыми композиционными решениями. Нарядным головным убором являлись собольи шапки с верхом из малинового бархата прямоугольной формы. Верх шапки декорировали жемчугом, драгоценными каменьями. Из-под шапки над ушами висели чикилики – украшения из ниток жемчуга. Вдовы носили шапки черного цвета без каких-либо украшений.
Современники того времени отмечают в одежде казачек влияние Востока. Казаки приходили из постоянных военных походов, принося красивые украшения своим матерям, женам, сестрам, детям. Основные из них назывались чикилики и перлы (коробчак). Кроме того, носили ещё бизилики (базилики, белезики, безелика) – это плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом. Серьги были из жемчуга и драгоценных каменьев и золотые, серебряные перстни и кольца [2].
Любили казачки в праздники надевать ожерелья (борок), монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые – из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки. Девушки на шее носили палевые янтари, крупные и мелкие, a также коралловые и другие бусы с припайкой к ним серебряных монет; различные серебряные цепочки, старинные с большим восьмиконечным крестом.
Одним из видов одежды с богатой отделкой была традиционная донская шуба, которая шилась из шкур лисы длиной до пят в виде «колокола». Изготавливали ее мехом вовнутрь, сверху покрывали дорогой тканью и по краям вдоль подола, бортов и ворота обшивали мехом выдры или ондатры. Стоившая очень дорого, к концу XIX века шуба стала обязательным предметом приданого донской казачки. Рукава у шубы были длинными и с оторочкой из меха, можно было в рукава прятать руки, чтобы согреть, и они создавали видимость муфты.
Коллекции казачьей национальной одежды конца XIX – начала XX века, хранящиеся в фондах музеев, открывают перед специалистами прекрасное народное искусство, богатые идеи для творчества, свидетельствуют о неиссякаемой фантазии предков, их художественном вкусе и высоком мастерстве. Отделка в костюме, как один из формообразующих элементов, играет особую роль и подчеркивает черты народного, национального, традиционного, делая костюм органичнее, самобытнее, роднее и ближе к современникам [3, 4].

Список литературы
1. Астапенко Г. Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–XX вв. [Текст] / Г. Д. Астапенко. – Батайск : Батайское кн. изд-во, 2002. – 229 с.: ил. – ISBN 5-85796-069-Х
2. Майборода, Н. Г. Казачья одежда Верхнего Дона конца XIX – начала XX века / Н. Г. Майборода // Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.pribaikal.ru
3. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества : Моногр. Пармон Ф. М. – М., 2012. – 272 с.
4. Пармон Ф.М. Народная одежда из овчины у славян и их соседей и возможности использования некоторых ее элементов в современной одежде // Советская этнография. 1971. № 2. С. 99–113.

 

Категория: Казачий компонент | Просмотров: 1075 | Добавил: scale  
Ключевые слова: казачество, Ерохова Я.А., СКИТУ | Рейтинг: 0.0/0
Статья размещена 28.01.2015 в 11:48
Оценить статью:
Всего комментариев: 0
avatar
Проверка тиц Яндекс.Метрика

Разработка и сопровождение сайта: scale
Хостинг от uCozЯндекс.Метрика
Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0