Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта
СКИТУ Сибирский казачий институт технологий и управления
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Московский государственный университет технологий и управления
имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)»



Адрес: 644010, г. Омск, ул. Пушкина, 63
тел.: +7 (3812) 36 25 86 (директор),
+7 (3812) 31 15 26 (отборочная комиссия)
e-mail: omsk@mgutm.ru
сайт: www.mgutu-omsk.3dn.ru
Главная » 2015 » Март » 17 » Традиционные особенности образовательного процесса в казачьих учебных заведениях

Традиционные особенности образовательного процесса в казачьих учебных заведениях

Заславская Сима ЕвгеньевнаЗаславская С.Е.

доцент кафедры проектирования и автоматизации производств,
Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал)
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

В Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества уделяется большое внимание повышению интеллектуального и культурного уровня, повышению квалификации казачества. Возрождение и развитие казачества, сохранение его культурных традиций невозможны без качественного обучения казачьей молодежи. Предусматривается развитие сети образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих образовательные программы с использованием исторических и традиционных ценностей российского казачества.

В связи с этим считаем целесообразным использование в казачьих учебных заведениях традиционных особенностей ведения образовательного процесса. Цель нашей работы – изучение организации образовательного процесса сибирского казачества в XIX веке. Отдельное внимание уделено обучению математике и другим естественнонаучным дисциплинам в казачьих школах и училищах.
Народное образование среди населения Сибирского казачьего войска всегда составляло одну из наиболее важных задач, как войсковой администрации, так и самих казачьих обществ, обязанных по закону об общественном управлении заботиться о просвещении народа.
Будучи классом собственно военным или боевым, сибирские казаки в то же время по необходимости и за невозможностью замениться кем-либо другим зачастую исполняли поручения ничего общего с воинским делом не имевшие. Архивные документы свидетельствуют о том, что простые казаки умели грамотно писать донесения, составлять чертежи, маршруты, карты. Знание грамоты всегда высоко ценилось, прокладывая им дорогу к служебным повышениям и увеличению жалования.
С начала колонизации Сибири вольными казаками первыми проводниками грамотности служили духовенство и воеводская канцелярия. В период Петровских реформ Сибирь вступила в общенародный строй русской жизни, а законодательство указало ей необходимость и средства образования юношества. В Сибирь, как и в прочие губернии, назначено было двое учителей из воспитанников математической школы адмирала графа Апраксина для преподавания детям местных дворян арифметики и геометрии. Это и послужило началом образования первых школ.
В дальнейшем происходит постепенный рост числа учебных заведений и в середине XVII в. уже встречаются так называемые гарнизонные школы, заведование которыми возлагалось на офицеров, а учителями избирались «сведущие люди, особенно по части математики». Эти учебные заведения предназначались для дворян или детей военнослужащих. Казачье же население, разбросанное по всей границе с Китаем, было лишено всякой возможности получить образование.
На всю необъятную Сибирь существовали только две гимназии: в Иркутске и Тобольске. Школ для народа было весьма ограниченное число. Недостаточность образования отрицательно сказывалась в военной среде, особенно среди казачества.
В 1789 г. в Омске была учреждена Азиатская школа для обучения казачьих детей. Затем в течение XIX столетия начальные школы Сибирского казачьего войска подвергались то большему, то меньшему развитию.
Войсковой атаман капитан С.Б. Броневский заметил: «Казачьи дети по бедствию своему остаются праздными, обращаются в шалостях и воспитываются в невежестве, лености, только гибельных общественному благосостоянию» и обязал в 1815 году учредить школы во всех полках, в каждой крепости, редуте и форпосте. В полковых школах должно было обучаться по 40 мальчиков чтению гражданских и церковных книг, письму, катехизису, священной истории и арифметике.
Командир Отдельного Сибирского корпуса генерал-лейтенант Григорий Иванович Глазенап энергично начал внедрять грамотность в крае, устроив в каждом казачьем полку полковые, в каждом селении – станичные школы для просвещения массы казачьего населения и распространения среди последнего начального образования. По своей доступности для массы казачьего населения местные станичные и поселковые школы являлись практически единственным и главным оплотом первоначального образования.
В казачьих начальных школах учебный материал был распределен по трем отделениям. К учебному плану были приложены объяснительные замечания, относительно характера и способов начального обучения. Предметами элементарного курса были назначены: Закон Божий, чтение книг, рукописей, письмо и арифметика. Значительное внимание уделялось получению учащимися практических знаний и навыков.
Изучению арифметики еженедельно посвящалось по 5 часов. Уроки продолжались 55–60 минут. Обучение арифметике имело двоякую цель: практическую и общеобразовательную. Для достижения той и другой требовалось, чтобы дети научились свободно вычислять, умели применять свои знания к решению задач и сознательно усвоили основные арифметические понятия.
В «Плане обучения в начальных училищах Сибирского казачьего войска с распределением учебного материала по трем отделениям школы и объяснительными замечаниями относительно характеров и способов начального обучения» указывалось распределение учебного материала по трем отделениям.
«Объем и содержание основных предметов элементарного курса и порядок изложения определяются принятыми в школах учебниками, в частности:
По арифметике:
в первом отделении – счисление, устная и письменная нумерация, разложение и сравнение чисел в пределах от 1 до 20 с умственно преимущественно решением задач в пределах названных чисел;
во втором отделении продолжается в том же порядке счисление, нумерации, разложение и сравнение чисел, не исключая и таблицы умножения, и решение задач в пределах от 20 до 100; затем проходится нумерация от 1 до 1000 и систематическое изучение двух первых действий, сложение и вычитание;
в третьем отделении – умножение и деление, нумерация чисел любой величины, повторение всех действий в задачах и ознакомление с простейшими и употребительными дробями. Применение числовых величин и их соотношений к ознакомлению с мерами, деньгами и весами, сообщение понятия о числах именованных и упражнение в действиях над ними, равно обучение счислению на счетах идет параллельно с указанными занятиями».
В этом же документе подробно указывались способы и приемы преподавания в начальных училищах. Так, для преподавания арифметики, предлагалось педагогам учитывать следующее.
«Ни один из предметов, изучаемых в начальной школе, не имеет столь близкого и непосредственного и столь частого применения в жизни учащихся, как знание основных действий арифметики; с другой стороны, в период обучения ни одно из  занятий начальной школы не оказывает столь приметного и сильного действия на развитие в учащемся быстроты соображения, точности, последовательности основательности суждения, как правильное и сознательное изучении арифметических действий и упражнение в умственном решении арифметических задач. Чтобы обучение счислению оказывало и в школе и в жизни именно такое действие, чтобы само оно шло с успехом, скоро и без особенного труда для учащихся, не наводило на детей скуки и утомления, но дышало живостью и занимательностью, надо, чтобы учитель постепенно вел учащихся от тех простых первоначальных способов и приемов счисления, какие употребляют они сами в своих играх и забавах и их родители при сборе и продаже сельскохозяйственных продуктов, исчисляя предметы поодиночке, или частями.
Учитель должен сам постоянно помнить и детям разъяснять, что в арифметическом счислении действие ума предшествует внешнему его выражению – известными терминами, знаками, что оно возможно и без них. Довести детей до быстроты, свободы и легкости умственного счисления, как наиболее применимого в жизни учащихся, до ясного понимания арифметических правил и точного и правильного записывания на доске или бумаге того, что решено в уме – в этом задача учителя при обучении счислению.
Как предметы, так и примеры для первоначального счисления учитель должен разнообразить и брать те и другие из быта, близкого дитяти, и при том вполне действительные и естественные. Строгая последовательность и постепенность в преподавании – отличительное свойство арифметических занятий».
Следующим шагом в развитии народного образования стало создание училищ. Сознание необходимости поднять уровень образования в войсках в 1813 г. вызвало основание в Омске Войскового казачьего училища с целью приготовления грамотных и образованных деятелей для войсковой службы. Штат состоял из смотрителя (из отставных казачьих офицеров) и трех учителей, комплект учеников определялся в 30 человек.
В училище назначалось три класса, в которых предметы распределялись следующим образом: в первом (высшем) – арифметика, алгебра, геометрия и практика (топографические занятия) с элементарной артиллерией; во втором (среднем) – чтение, арифметические действия над простыми числами, география, чистописание; в 3-м (младшем) – изучение молитв, азбуки, нумерации.
В 1826 году войсковое казачье училище поменяло статус и название и было преобразовано в Училище Сибирского линейного казачьего войска. Учебный курс заведения стал 7-летний, по-прежнему большое внимание уделялось изучению арифметики, алгебры, геометрии, кроме того, начальство заведения обязывалось иметь преподавателей высшей математики. В 1835 г. курс заведения был распределен на 9 лет и введено преподавание статистики, механики, гидравлики.
Преподавание наук производилось или по известным печатным руководствам, или по запискам, составлявшимся самими учителями. Воспитанники не имели в руках печатные варианты руководств и уроки вносили в свои тетради, что занимало много времени. Впрочем, от того, что преподавание шло исключительно по запискам учителей, воспитанники выигрывали, т.к. при составлении подобных записок читалось и компилировалось несколько известных руководств.
Заметим, что в основном математические задачи имели прикладной характер, что позволяло не только заинтересовать учащихся, но и доказать необходимость изучения математики, ее «пригодность» в дальнейшем. Приведем одну из занимательных старинных задач «Полтабуна и пол-лошади».
«К табунщику пришли три казака покупать лошадей. "Хорошо, я вам продам лошадей, – сказал табунщик, – первому продам я полтабуна и еще половину лошади, второму – половину оставшихся лошадей и еще пол-лошади, третий также получит половину оставшихся лошадей с полулошадью. Себе же оставлю только 5 лошадей".
Удивились казаки, как это табунщик будет делить лошадей на части. Но после некоторых размышлений они успокоились, и сделка состоялась. Сколько же лошадей продал табунщик каждому из казаков?»
Примечательно, что для оценки воспитанников по умственному образованию в училище было принято разделять их по способностям на 3 разряда. К первому относились те, которые равно успевали по всем предметам курса; ко второму – те, кто, при надлежащих успехах в математике, не достаточно одолевали другие предметы, а к третьему – те, кто, успешно проходя другие предметы, были слабы в математике. Т.е. математика была неким краеугольным камнем в этом делении.
В 1845 году в Омске был создан Сибирский кадетский корпус. В его учебной программе значительное внимание уделялось изучению математики и основам естественнонаучных дисциплин. Так, в первом приготовительном классе (от 9 до 11 лет) изучалась арифметика: изустное и письменное упражнение в первых 4-х действиях; во втором приготовительном классе (от 11 до 12 лет): понятие о геометрических фигурах и измерениях, таблицы русских мер.
В первом, втором и третьем общих классах в программу входили: теория арифметики, алгебра, начало геометрии, планиметрия. В четвертом и пятом общих классах к алгебре добавлялась стереометрия и повторение планиметрии. Изучались основы физики. В специальном классе изучались основы прикладной механики.
В 1861 г. учреждаются для распространения грамотности в каждой станице станичные школы для детей всех жителей. Учение устанавливается обязательным для всех.
При этом приветствовалось отношение к математике как к науке, имеющей для казачества прикладное значение в совершенствовании их основных профессиональных занятий – сельском хозяйстве, военном деле. В послужных списках казаков тщательно отмечались сведения о его образовании. Чаще всего у лиц, прошедших обучение в войсковом училище, отмечалось знакомство их с арифметикой, алгеброй, геометрией, тригонометрией.
В ряду правительственных и административных мер для развития благосостояния Сибирского казачьего войска забота об образовании занимала видное место, что неизбежно приводило к повышению уровня грамотности населения. Сибирские власти старались подготовить для служебного поприща грамотных людей, способных применить свои знания и в военном деле, и в других областях жизни казачьих поселений.
Сохранение исторических, культурных и духовных традиций в воспитательном и образовательном процессе казачьей молодежи имеет большое значение. На наш взгляд, отношение к обучению математике и другим естественнонаучным дисциплинам в казачьих учебных заведениях XIX века может играть наглядную роль для современной молодежи и педагогов.

Список литературы

1. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года.
2. Катанаев, Г.Е. Западно-сибирское служилое казачество и его роль в обследовании и занятии русскими Сибири и Средней Азии / Г. Е. Катанаев. / Вып. 1. : Конец шестнадцатого и начало семнадцатого столетий: по архив. и печ. материалам.-Санкт-Петербург: Изд. В. Березовский (Тип. и литогр. В. А. Тиханова), 1908.
3. План обучения в начальных училищах Сибирского казачьего войска, с распределением учебного материала по трем отделениям школы и объяснительными замечаниями относительно характера и способов начального обучения [Текст]. – Омск: Тип. Окр. штаба, [1875?].
4. Всеподданнейший отчет о состоянии Сибирского казачьего войска за 1878 год [Текст]. – Омск: Тип. Окр. штаба, 1879.
5. Усов, Ф. Статистическое описание Сибирского казачьего войска / сост. войсковой старшина Ф. Усов; изд. Гл. упр. иррегулярных войск. – Санкт-Петербург : Тип. Департамента уделов, 1879.

Категория: Казачий компонент | Просмотров: 1499 | Добавил: scale  
Ключевые слова: Заславская С.Е., Статьи, Казаки, СКИТУ, образование | Рейтинг: 5.0/2
Статья размещена 17.03.2015 в 16:22
Оценить статью:
Всего комментариев: 0
avatar
Проверка тиц Яндекс.Метрика

Разработка и сопровождение сайта: scale
Яндекс.Метрика
Сейчас на сайте: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0