Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Обычная версия сайта
СКИТУ Сибирский казачий институт технологий и управления
(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Московский государственный университет технологий и управления
имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)»



Адрес: 644010, г. Омск, ул. Пушкина, 63
тел.: +7 (3812) 36 25 86 (директор),
+7 (3812) 31 15 26 (отборочная комиссия)
e-mail: omsk@mgutm.ru
сайт: www.mgutu-omsk.3dn.ru
Главная » 2015 » Февраль » 4 » Внедрение энергосберегающих технологий как способ удешевления строительства жилья

Внедрение энергосберегающих технологий как способ удешевления строительства жилья

Лытнев Константин СергеевичЛытнев К.С.

Студент СКИТУ, гр. 521-10

Внедрение энергосберегающих технологий
как способ удешевления строительства жилья

Приоритетный национальный проект
«Доступное и комфортное жилье – гражданам России»
 
ВВЕДЕНИЕ. ВНЕДРЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ: АКТУАЛЬНОСТЬ ВОПРОСА
 
На современном этапе экономика России характеризуется высокой энергоемкостью, в 2-3 раза превышающей удельную энергоемкость экономики развитых стран. Причинами такого положения кроме суровых климатических условий и территориального фактора являются сформировавшаяся в течение длительного периода времени структура промышленного производства и нарастающая технологическая отсталость энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства, а также недооценка стоимости энергоресурсов, прежде всего газа, не стимулирующая энергосбережение. А оно в настоящее время становится насущной задачей для отечественных предприятий.

Промышленный сектор в России является на сегодняшний день одним из наиболее энергоемких в мире. Россия потребляет больше энергии на единицу ВВП, чем любая из десяти стран – крупнейших потребителей энергии в мире. Высокая энергоемкость доминирует во всех секторах отечественной экономики, и обусловлено это не только особенностями климата, но и уровнем используемых технологий. До 70% потенциала энергосбережения сосредоточено в нескольких наиболее энергоемких отраслях, к которым относятся: 1) отрасли с наиболее высокими абсолютными показателями потребления топливно-энергетических ресурсов: металлургическая промышленность (производство чугуна, стали, цветных металлов), химическая и нефтеперерабатывающая отрасли промышленности; 2) отрасли с высокой долей затрат на топливо и энергию в издержках производства: промышленность строительных материалов (в особенности производство цемента, кирпича, стекла), целлюлозно-бумажная промышленность (производство целлюлозы, бумаги, картона), легкая промышленность (ткацкое производство) и машиностроение[1]. Получается, что в  себестоимости отечественной продукции для строительства высока доля затрат на тепловую и электрическую энергию (в полтора – два раза выше, чем в развитых странах), что удорожает продукцию и негативно сказывается на конкурентоспособности товаров и оборудования произведенного на отечественном производстве. При этом, отечественная сфера энергосбережения характеризуется высоким инновационным потенциалом, но с низкими темпами его реализации. Несмотря на все разрабатываемые государством мероприятия по повышению энергетической эффективности, темпы внедрения и развития данного направления остаются низкими.
Отечественная промышленность является сектором экономики, где меры государственной политики, направленной на повышение энергетической эффективности, крайне ограничены. Фактически, они касаются проведения обязательных энергетических обследований, создания системы мониторинга энергоэффективности и государственных мер поддержки. Использование в современных условиях хозяйствования энергосберегающих технологий позволяет снизить издержки и модернизировать производственный процесс. Предприятие имеет возможность, снизив себестоимость и нормы потребления энергетических ресурсов и уменьшив издержки на них, увеличить объем производства и тем самым увеличить долю занимаемого рынка. Если планомерно внедрять комплекс энергосберегающих проектов, то эффект от них можно будет получить в ближайшей перспективе, и эффект будет достаточно заметен.
В целом, комплекс направленных на снижение энергетических затрат мероприятий, применяемых сегодня в отечественной экономике, можно охарактеризовать как не многочисленный, не распространенный и широко не внедренный в практику отечественных предприятий, а имеющиеся на сегодняшний день примеры внедрения энергосберегающих технологий сочетаются с большими затратами. По мнению автора, основной причиной такого положения является недостаточная разработанность методов определения оптимального, с точки зрения затрат и экономической эффективности, плана реализации энергосберегающих мероприятий. В большинстве случаев реализуется проект, рациональный только с точки зрения поддержания технологического процесса. При этом, как правило, отсутствуют строго обоснованные оценки эффективности инвестиций в энергосберегающие проекты и рационального распределения инвестиционных ресурсов энергосбережения.

На практике эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников. Энергосберегающие проекты, включающие обычно много участников (в том числе государство и общество), характеризуются различными видами эффективности – общественной, региональной, отраслевой, бюджетной, коммерческой, эффективностью участия в проекте и др. Это объясняется тем, что ценность всех энергосберегающих проектов состоит не только в их высокой коммерческой и технологической отдаче, но и в положительном влиянии на окружающую среду, социальную обстановку и экономику региона в целом. Поэтому при анализе эффективности инвестиций в энергосбережение важно учитывать экологический, организационный, экономический и другие аспекты, т.е. следует оценивать интегральную эффективность проекта с помощью частных количественных и качественных показателей, подведенных под единую базу расчета. Основная сложность и заключается в том, чтобы, оценив качественное влияние проекта, вывести интегральную эффективность проекта с помощью количественных и качественных показателей.

Для автора целесообразной представляется оценка эффективности энергосберегающих проектов, основанная на концепции, базирующейся не на отношении эффект/ затраты, а на отношении фактического эффекта к потенциальному или оптимальному (максимально достижимому) эффекту. За идеальный принимается уровень, отражающий передовые мировые тенденции. В каждом из показателей оценки эффективности реализуется принцип сопоставления фактического (в количественной и качественной форме) и идеального значений показателей оценки функционирования и развития системы после внедрения инвестиционного проекта.
В данной работе:
‒ на основе анализа зарубежной и отечественной практики внедрения и оценки энергосберегающих технологий на предприятиях усовершенствован алгоритм процесса оценки внедряемых на производстве энергосберегающих технологий;
определен состав и структура комплексного показателя эффективности энергосберегающих проектов, состоящий из показателей: технико-технологических, коммерческих, социальных, экологических, организационно-бюджетных, что позволяет провести детальный анализ воздействия целого комплекса факторов. Исходя из необходимости соответствия критерию эффективности, оценка целесообразности реализации проекта должна основываться на его ценности, полезности, с точки зрения долгосрочных перспектив развития предприятия, региона и государства;
– предложен комплекс рекомендаций по поддержке и стимулированию внедрения инновационных проектов в сфере энергосбережения в промышленном секторе России.
Информационную базу исследования составили нормативные акты, официальные документы, регулирующих деятельность в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, данные профильных органов власти, исследования по тематике работы, тематические публикации по исследуемой теме в средствах массовой информации, профильные Интернет-сайты.
Научная новизна работы состоит в предложенной усовершенствованной методике оценки эффективности энергосберегающих технологий на промышленных предприятиях с обязательным элементом – проверкой и оценкой качества потребляемых энергетических ресурсов, – позволяющего выбрать наиболее экономичный по совокупности показателей вариант энергосберегающего проекта.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его выводов и рекомендаций для совершенствования методов и процедур управления энергосбережением на промышленных предприятиях – производителей продукции для строительства (и не только): при планировании организационно-технических мероприятий по энергосбережению и при оценке эффективности внедрения энергосберегающих технологий.
Таким образом, трудно представить эффективно работающее предприятие без энергосбережения. Бездействие в данном направлении приводит к значительному экономическому ущербу вследствие больших потерь. Обозначенные энергосберегающие технологии, могут стать, в чем разделяю точку зрения В. Шаркова, эффективным инструментом снижения энергоемкости продукции для строительства, и как следствие, её себестоимости[4].
 
1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ
 
В России ситуацию в сфере энергосбережения можно охарактеризовать следующим образом. На законодательном уровне[5] в стране установлены:
‒ обязательные энергоаудиты для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов; организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
‒ индикаторы для энергоёмких отраслей промышленности и система мониторинга, призванная обеспечить отслеживание индикаторов энергоэффективности в промышленности;
‒ меры государственной поддержки: использование налоговых льгот; получение финансирования на реализацию проектов; получение финансовой поддержки при выплате кредита, привлеченного для реализации энергосберегающего проекта; использование механизма бюджетных гарантий при привлечении средств по реализации проектов по энергосбережению.
Анализ региональных программ энергосбережения, проведенный В.В. Зайцевым и Л.Б. Сайкиной[6], показал, что раздел по энергосбережению в промышленности имеют 42 программы, из которых в 14 программах раздел состоит из нескольких абзацев и общих пожеланий к промышленным предприятиям, а программу с набором мероприятий и индикаторов выполнения имеют всего 10 регионов. Механизмы поддержки энергосбережения (стимулирование выпуска энергоэффективной продукции, тарифное регулирование, содействие внедрению энергоменеджмента на предприятиях, субсидирование процентной ставки по кредитам и др.) в разных сферах экономики заложены в очень ограниченном числе программ (5-7).
Анализ практического применения положений нормативных правовых актов, регулирующих энергосбережение в промышленности, позволил исследователям сделать следующие выводы[7]:
‒ Сроки выполнения плана мероприятий Федерального закона № 261-ФЗ и Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года[8] не выполняются. Нормативные правовые акты, разрабатываемые во исполнение указанных официальных документов, принимаются со значительным отставанием от запланированных сроков, в силу чего к настоящему времени опыт правоприменения данных нормативно-правовых актов или отсутствует вовсе, или настолько незначителен, что не позволяет сделать однозначных выводов об их эффективности.
‒ Несмотря на то, что целым рядом нормативных актов Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 29.12.10 № 2446-р, Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 20, Приказ Минрегиона РФ от 07.06.2010 № 273) были установлены индикаторы энергетической эффективности для различных секторов экономики и методы их оценки для регионов и муниципальных образований, тем не менее, ни в одном из ключевых нормативных правовых актов не рассматриваются алгоритм расчета индикаторов энергоэффективности для промышленного сектора и регламент обмена статистической информацией для их расчета между органами исполнительной власти. Не разработаны специальные аналитические методы приведения данных госстатистики, которые могли бы быть использованы для расчетов оценки степени достижения целевых показателей. Кроме того, нормативно не установлены источники информации о лучших мировых показателях, по отношению к которым рассчитывается применяемый в государственной программе индикатор «индекс энергетической эффективности».
‒ Мониторинг выполнения региональных и муниципальных программ энергосбережения показал, что перечень показателей, утвержденный законодательно, не содержит индикаторов энергоэффективности в промышленности. Соответственно, такие показатели не включены в подавляющее число региональных программ, вследствие чего данные для осуществления мониторинга уровня энергоэффективности и потенциала энергосбережения в промышленности на региональном уровне отсутствуют.
‒ Требования к предусмотренному государственной, региональными и муниципальными программами перечню целевых индикаторов, по которым производится мониторинг мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, не определены ни одним из нормативных правовых актов.
‒ Для мониторинга выполнения мероприятий государственной программы не установлены ни сроки, ни форма, ни периодичность представления информации.
‒ Из 38 тыс. энергопаспортов, поступивших на проверку в Минэнерго России в 2012 г., утверждено менее 2 тыс. (по разным оценкам, энергоаудит должны пройти от 200 до 400 тыс. объектов). Отсутствует их реестр и оценка количества утвержденных энергопаспортов промышленных предприятий. Промышленные предприятия, по разным причинам,  практически выпали из зоны энергетических обследований.
Летом 2012 г. по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ в рамках апробации методики анализа и последовательности выявления и устранения барьеров развития энергосбережения в отраслях промышленности были проведены экспертные опросы представителей системных и отраслевых объединений бизнеса, саморегулируемых организаций бизнеса, их союзов и ассоциаций, предприятий и компаний, действующих в энергоемких отраслях промышленности. Экспертные опросы проводились в форме интервью и формализованного анкетирования[9].
Все приведенные ниже выводы сделаны на основании опроса предприятий, заинтересованных в энергосбережении и осуществляющих практическую реализацию проектов, направленных на повышение энергоэффективности.
Низкий интерес бизнес-сообщества к вопросам энергосбережения.
▪ Интерес к энергосбережению проявляют предприятия, для которых вопрос снижения потребления – это вопрос их выживания в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В основном это предприятия, существующие в условиях острой конкуренции.
Актуальность энергосбережения. Руководство 97% опрошенных предприятий считает задачу повышения энергоэффективности актуальной для развития бизнеса (при этом нужно отметить, что неактуальность проблем энергосбережения, явилась одной из причин отказа от участия в анкетировании). Основной причиной актуальности снижения энергопотребления являются высокие затраты на энергоресурсы и их негативное влияние на конкурентоспособность предприятия. Эту причину указали 80% всех опрошенных предприятий. Вторая причина – высокий износ технологического оборудования (35% опрошенных).
Оценка потенциала энергосбережения. Подавляющее большинство опрошенных предприятий консервативно оценивают потенциал энергосбережения. Около 40% опрошенных руководителей считают, что потенциал сбережения электроэнергии и тепловой энергии составляет менее 5% потребления их предприятием. Основной потенциал энергосбережения, по мнению 72% опрошенных, сосредоточен в производственных процессах. Фактически средний потенциал энергосбережения, приводимый в оценках предприятий, является финансово-обеспеченным – реализация потенциала предусмотрена программами энергосбережения предприятий, на которые выделено финансирование.
Число реализуемых проектов по энергосбережению. В среднем, единовременно одно предприятие реализует 4,6 проекта в области энергосбережения. Существует зависимость количества реализуемых проектов от размера предприятия. На предприятия с выручкой более 10 млрд. рублей реализуется более 10 проектов в год, на предприятиях с выручкой более 1 млрд. рублей – в среднем 7,2 проекта, на среднекрупных – 3,8. На средних и малых предприятиях реализуется в среднем 1,4-1,5 проекта.
Более глубокий анализ показывает, что предприятия, имеющие комплексную программу энергосбережения, реализуют более 8 проектов по энергосбережению (обычно это крупные и очень крупные предприятия). Предприятия, реализующие энергоэффективные проекты, не закрепленные четкой программой, в основном ограничиваются 1-3 проектами. Особенно явно различия между возможностями предприятий по контролю над проектами проявляются в более сложных мероприятиях, таких как модернизация технологического оборудования, теплового и компрессорного хозяйства. Среди предприятий, реализующих программу энергосбережения, около половины работают над проектом модернизации технологического оборудования, в то время как доля работающих над проектом модернизации среди предприятий, не имеющих комплексной программы, значительно ниже (35%). Получается, наличие программы обеспечивает предприятию возможность запускать и реализовывать большее число проектов, отличающихся большей сложностью.
Реализация технических мероприятий по энергосбережению. Наиболее популярным проектом, который реализуют около половины предприятий, является малозатратная мера – установка приборов учета, направленная на повышение прозрачности расходования энергии. Распространенным мероприятием выступает и внедрение энергоэффективных систем освещения. Многие предприятия осуществляют проекты, связанные с модернизацией основных технологических процессов и оптимизацией режимов работы оборудования. Проекты модернизации производства ведутся на 61% опрошенных предприятий, проекты модернизации энергетического хозяйства – на 54% предприятий.
Проведение энергетических обследований. Из общего числа предприятий, участвовавших в анкетировании, процедуру обязательного энергоаудита должны были пройти 87% респондентов. 49% респондентов провели или проводили на момент опроса обязательное энергетическое обследование (около 57% от предприятий, на которые распространяется требование закона об обязательном энергоаудите). Данные опроса не подтвердили мнения о формальности  проведения энергетическое обследования предприятиями, только для выполнения требований законодательства. Ответы на вопрос об ожидаемых результатах планируемых энергетических обследований говорит о заинтересованности предприятий в реальных результатах энергоаудита: более 40% предприятий планируют получить оценку используемых энергетических ресурсов с детализацией до отдельных видов энергопотребляющего оборудования (47%) и перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отличных от типовых, общедоступных мероприятий (42%). Более половины предприятий (56%) полностью удовлетворены результатами энергоаудита. Предприятия, недовольные результатами энергоаудита, в качестве основного недостатка проведенного обследования называют невозможность планирования мероприятий на основе энергопаспорта и применения рекомендаций энергоаудиторов на практике.
Развитие систем энергоменеджмента на промышленных предприятиях. Отдельный блок вопросов анкеты был посвящен развитию системы энергоменеджмента на предприятиях промышленности. Почти 70% предприятий включают вопросы энергосбережения в свою стратегию развития. 20% предприятий начали формирование системы энергоменеджмента. В перспективе 17% планируют сертифицировать ее на соответствие стандарту ISO 50001. Еще 20% предприятий планируют разработку системы энергоменеджмента в будущем.
Затраты на мероприятия по энергосбережению. Средние годовые затраты на энергосбережение по всем принявшим в опросе предприятиям составляет 38 млн. руб. Почти у половины из ответивших предприятий средний годовой объем финансирования на энергосбережение не превышает 5 млн. руб. Среднегодовые затраты на мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергоэффективности, превышающие 100 млн. руб. имели всего 12% из предприятий, предоставивших сведения об уровне затрат. Средний срок окупаемости составляет 2,5 года. Около 70% предприятий используют в качестве источника финансирования только собственные средства.
Барьеры для реализации потенциала энергосбережения. Результаты опроса по данному вопросу представлены в таблице 6.
 
 
Таблица 6. Механизмы и меры по устранению (нейтрализации) выявленных барьеров энергосбережения в промышленности
 
Выявленные барьеры Предлагаемые механизмы
и меры устранения барьеров
Неоправданно высокие инвестиционные затраты на реализацию мероприятий Государственные гарантии займов; налоговые льготы на инновационные проекты
Неприемлемые условия получения внешнего финансирования мероприятий Жесткая государственная политика по финансированию проектов модернизации промышленности
Специфика рисков и неоднозначность оценки эффективности мероприятий Разработка и утверждение пакета методик комплексной оценки эффективности промышленного энерго- и ресурсосбережения
Государственная поддержка мероприятий
по энергосбережению неэффективна (затруднена)
Упрощение доступа и механизмов получения государственной поддержки, информирование об этом
Финансовые и налоговые инструменты поддержки энергосбережения не работают Разработка гибкой тарифной и налоговой политики поддержки инновационных проектов
Подготовка документов для получения государственной поддержки несоразмерно трудоемка Разработка типовых комплектов заявок, обучение специалистов для их подготовки и проведения в государственных органах
Энергосервис и энергоаудит не получает должной государственной поддержки Методологическая и правовая поддержка энергоаудита, энергосервисной деятельности
Высокие затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание современной
энергосберегающей техники
Повышение информированности о новых технологиях, подготовка специалистов для обслуживания
Собственных средств предприятий недостаточно для реализации мероприятий Создание региональных, корпоративных, отраслевых револьверных фондов для финансирования энергосберегающих проектов и программ
Отсутствует полная информация о мерах государственной поддержки и возможностях ее получения Информирование предприятий (по регионам, отраслям) о возможностях и формате государственной поддержки
Источник: Зайцев В.В., Сайкина Л.Б. Реализация политики энергосбережения в промышленности // Энергосовет. 2013.  № 3 (28). ‒ http://www.energosovet.ru/bul_stat.php?idd=392.
 
Как показывают результаты опроса, основным препятствием для реализации мероприятий по энергосбережению являются экономические и финансовые барьеры. Среди всех барьеров данной группы большинство респондентов указывают как самый серьезный – слишком высокие инвестиционные затраты на проекты энергосбережения и повышения энергоэффективности. Практически все экономические и финансовые барьеры, упоминавшиеся в опросе, с ним связаны. В частности, неприемлемость для предприятия длительных сроков окупаемости проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности и недостаток собственных средств для осуществления проектов также тесно связаны с высоким уровнем инвестиционных затрат. Заемные средства для финансирования реализации проектов по энергосбережению использовали менее 20% предприятий. Низкий процент обращений в банки в первую очередь обусловлен неприемлемыми условиями предоставляемых кредитов, от заемного финансирования отказались более 50% предприятий.
Серьезным препятствием для реализации проектов по энергосбережению является постоянное и непрогнозируемое изменение тарифов (цен) на энергоносители, что затрудняет стоимостную оценку достигаемых эффектов от реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. По имеющимся оценкам, приблизительно половина капиталовложений в повышение энергоэффективности финансово привлекательна для инвесторов при текущем уровне цен на энергоресурсы. Но непрогнозируемый рост этих цен не позволяет не только правильно оценить экономический эффект и сроки окупаемости проектов, но и зачастую полностью «съедает» всю сумму планируемой экономии.
Одним из барьеров для реализации мероприятий по энергосбережению является невозможность практического применения мер государственной поддержки. Более 45% предприятий отметили неэффективность мер государственной поддержки и высокие затраты времени и средств на подготовку документов для получения государственной поддержки. Меры государственной поддержки использовали менее 5% из опрошенных предприятий (в основном это предприятия с государственным участием). Около 75% за государственной поддержкой не обращались, еще 15% предприятий получили отказ по различным причинам.
В качестве наглядного примера экспертами рассматривается мера государственной поддержки по предоставлению госгарантий по финансированию проектов энергосбережения[10]. Госгарантия предоставляется на сумму, не превышающую 50% суммы кредитов российских банков и Внешэкономбанка, направляемых на финансирование проектов повышения энергоэффективности и энергосбережения. Полная стоимость проекта должна составлять не менее 1 млрд. рублей. А величина возможного сокращения потребления энергетических ресурсов или воды в абсолютном выражении или на единицу продукции, подтвержденная энергетическим паспортом, составленным по результатам энергетического обследования, должна составлять не менее 10%. В ходе опроса не было выявлено ни одного предприятия, где сумма финансирования проектов модернизации основного производства, направленных на повышение энергоэффективности, соответствовала бы критериям отбора по общей стоимости капитальных вложений.
Опрос выявил и невозможность использования на практике налоговых инструментов государственной поддержки при реализации мероприятий по энергосбережению. Из предлагаемых налоговых инструментов государственной поддержки (ускоренная амортизация основных средств, имеющих высокую энергоэффективность; льготы по налогу на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергоэффективность и инвестиционные налоговые кредиты) только одним предприятием использовалась только льгота по налогу на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности. Одной из причин неиспользования льготы является то, что не определена методика расчета индекса энергетической эффективности и процедуры подтверждения достижения результата. По ряду оборудования/ технологий, вошедших в соответствующие перечни, невозможно определить конкретную продукцию, в отношении которой должен рассчитываться индикатор.
При этом, большинство промышленных предприятий заинтересовано в реальном использовании механизмов государственной поддержки. На вопрос о желании воспользоваться мерами государственной поддержки утвердительно ответили около 85% предприятий. Среди наиболее привлекательных мер государственной поддержки: субсидирование/возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам; использование налоговой льготы по налогу на имущество в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергоэффективность; тарифное стимулирование.
Второй по значимости группой барьеров являются административные барьеры. К главным административным барьерам большинство респондентов отнесли отсутствие полной информация об условиях получения мер государственной поддержки. Вторым по значимости препятствием является то, что государственные инструменты поддержки реализации проектов и проведения мероприятий по энергосбережению неэффективны, а получение поддержки затруднено.
Третье место по значимости для опрашиваемых предприятий заняли общесистемные барьеры. В качестве основного системного барьера подавляющее большинство отметило отсутствие механизма тарифного стимулирования энергосбережения. Нет практики установления сниженных тарифов для компаний, реализующих программы по энергосбережению и/или повышению энергоэффективности.
Среди наиболее значимых технических и технологических барьеров для использования современных энергосберегающих техники и технологий респонденты называли высокие затраты на их эксплуатацию и техническое обслуживание. Данный барьер является не только технологическим, но и экономическим, хотя в большей степени, определяется такими техническими характеристиками оборудования как производительность, тип потребляемых энергоресурсов, удельное энергопотребление, срок службы, время наработки на отказ, регламент технического обслуживания и т.п. Технические характеристики приобретаемого оборудования влияют на экономические показатели, например, изменение технологии с заменой угля на электроэнергию, приводит к снижению удельного расхода энергоресурсов, при одновременном росте общей величины затрат на их приобретение.
Среди всех информационных барьеров самым значимым респонденты назвали отсутствие демонстрационных зон, позволяющих ознакомиться с практикой внедрения энергосберегающих технологий. Предприятия испытывают потребность в информации, позволяющей сравнить эффективность использования теплоэнергетических ресурсов со среднеотраслевыми и лучшими показателями по отрасли (более 50% опрошенных), и отмечают, что отсутствие такой информации является одним из барьеров для планирования и реализации мероприятий по энергосбережению (более 35% опрошенных). По мнению участников опроса, действующие стандарты, определяющие вопросы ресурсосбережения и применения наилучших доступных технологий, не содержат достаточной информации для внедрения наилучших доступных технологий на производстве.
Из имеющихся организационных барьеров наиболее значимыми являются: отсутствие систем мотивации сотрудников предприятия в энергосбережении и практики поощрения сотрудников, выдвигающих и внедряющих предложения для проведения мероприятий по энергосбережению; и отсутствие на предприятиях программ обучения и повышения квалификации руководителей и специалистов в области энергосбережения.
Проведенный анализ результатов опроса не выявил значимых отраслевых различий в составе выявленных барьеров. Практически, состав барьеров, входящих в первую десятку по значимости для той или другой отрасли, оставался неизменным, изменялось только место барьера в рейтинге. Отраслевые различия в первую очередь определяются степенью развития процессов энергосбережения на предприятиях отрасли (металлургия) и технологическими особенностями отраслей (целлюлозно-бумажная промышленность).
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДДЕРЖКЕ И СТИМУЛИРОВАНИЮ ВНЕДРЕНИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
 
Результаты проведенного исследования позволяют сделать ряд предложений для учета/включения при разработке федеральных целевых программ и стратегических документов «Энергетической стратегии России до 2020 года» и «Генеральной схемы развития электроэнергетики до 2030 года», а также для учета при корректировке государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».
При составлении предложений автор опирался на результаты проведенного исследования и материалы Всероссийского форума «Технологии энергоэффективности-2012»[20], собравшего специалистов из 35 регионов России – экспертов, представителей научных, производственных, энергоаудиторских, исследовательских, строительных организаций, организаций сферы услуг и других организаций, вовлеченных в процессы повышения энергоэффективности экономики.
Перед изложением предложений хотелось систематизировать те проблемные места в реализации государственной политики повышения энергоэффективности, которые актуализируют авторские предложения. Выделенные проблемы не являются чем-то новым, но остаются актуальными до сегодняшнего дня:
‒ Несистемность и неорганичность проводимой политики, отсутствие объективной первичной информации о потреблении и потерях энергии, как следствие – неверное понимание причин и механизмов происходящего, необоснованные и фрагментарные решения без расчета результата, отсутствие институциональной и управленческой координации.
‒ Отсутствие мотивации к энергосбережению и повышению энергоэффективности, недостаточные информированность и уверенность в необходимости и «безопасности» применения мер и механизмов у бизнеса, бюджетной сферы, граждан.
‒ «Дорогие» деньги, делающие массовые проекты повышения энергоэффективности экономически необоснованными, и непроработанность механизмов предоставления государственных (муниципальных) гарантий.
‒ Нехватка квалифицированных специалистов и институтов по проблемам энергоэффективности (технологических, инженерных, финансовых,  административных, в администрациях городов и районов, субъектов РФ, в бизнесе, банковском и финансовом секторах и т.д.).
Устранение обозначенных проблем требует системного (а не ситуативного) подхода и скоординированных мер. Главным принципом государственной политики должна стать ее системность и последовательность принимаемых мер в сфере энергосбережения и энергоэффективности по направлениям:
■ Законодательство и нормативно-правовая база. Необходимо развитие нормативно-правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (для реализации мероприятий по энергосбережению через частно-государственное партнерство, схема факторинга и др.). Необходимо приведение в соответствие законодательства на федеральном, региональном и местном уровнях. Необходима отработка правоприменительной практики на федеральном, региональном и местном уровнях.
Среди обозначенных направлений в числе первых можно отметить следующие меры:
  • Расширить возможности технического регулирования и регламентирования как одного из инструментов реализации энергосберегающих проектов.
  • Взаимодействие энергоснабжающих компаний с потребителями для повышения энергоэффективности последних.
  • Ввести в практику работы с собственниками, управляющими предприятий, отраслевыми союзами заключение целевых соглашений по достижению компаниями заданных показателей энергоэффективности.
  • Вернуть в 261-ФЗ главу о защите прав потребителей при осуществлении энергосбережения.
Принимаемые на федеральном уровне нормативно-правовые акты должны предварительно подвергаться обсуждению в экспертном сообществе.
■ Институциональное обеспечение. Нехватка профессиональных институтов усложняет оформление проектов и поиск для них инвестора, распространение информации, управление информационными ресурсами и т.п. Существующие сегодня институты появляются не только усилиями государственных органов, но и по инициативе научного и профессионального сообществ. Катализатором их работы и получаемого эффекта стали бы мероприятия по активизации взаимодействия, в т.ч. путем обязательного обсуждения принимаемых на федеральном уровне законодательных и нормативных актов, управления объединенными информационными ресурсами.
Отдельные сектора требуют проведения институциональных реформ, например, энергетические обследования (существующая система СРО вызывает много вопросов) нуждается в совершенствовании), метрология (необходимо создание института профессиональных посредников, независимых от поставщика и потребителя ресурсов, отвечающих за обслуживание приборов учета и получение корректной цифры их показаний), обучение и экспертиза и отбор энергосберегающих проектов.
В данном направлении актуален вопрос о четком и ясном для производителей и потребителей энергоресурсов распределении полномочий и ответственности в вопросах регулирования политики повышения энергоэффективности между министерствами и ведомствами на федеральном уровне и отраслевом и территориальном.
■ Научные разработки и инновации. Необходима разработка отечественных прорывных технологий. Технологий, конкурентоспособных по отношению к существующим, базирующимся на использовании ископаемых топлив. И технологий создания качественно нового оборудования и технических систем, обеспечивающих функционирование электроэнергетической системы на качественно новом уровне, в том числе с созданием новых категорий оказываемых услуг. Для реализации данной задачи необходимо ориентироваться не только на бюджетное финансирование, но и привлечение частных инвесторов.
Стимулирование развития малой распределенной энергетики / распределенного электроэнергетического и теплоэнергетического производства в России. В настоящий момент деятельность по созданию для потребителей в России собственной генерации электроэнергии ограничивают два основных момента. Первый – невозможность продавать избытки электроэнергии в сети по ценам рынка, что влияет на экономику проектов. И второй – проблема использования тепловой энергии, которая появляется в технологическом цикле. Решение данных вопросов способствовало бы увеличению проектов в распределенной генерации в десятки раз. По оценкам экспертов, когда генерация загружена более чем на 80% и существует потребность в тепле в полном объеме, сроки окупаемости проектов – три года, что выгодно даже при их реализации за собственные средства.
В этой связи необходимо уделить особое внимание вопросу создания «энергетических дискаунтеров» на основе мини-ТЭЦ в регионах России с целью снижения себестоимости выработки электроэнергии. Речь идет о том, что потребитель не строит собственную малую генерацию за свои средства, ТЭЦ в регионе строит за свои деньги управляющая компания. А потребитель подписывает с управляющей компанией долгосрочный контракт на покупку электроэнергии. Стоимость электроэнергии, поставляемой такой управляющей компанией, будет ниже, чем поставки при централизованном электроснабжении. В первую очередь реализация данных проектов актуальна для энергодефицитных регионов и регионов, где сложилась высокая ценовая зона на низком и среднем напряжении для промышленных потребителей.
■ Финансирование. Одним из главных препятствий для реализации проектов по энергоэффективности остается недостаток «длинных» денег и недоступность финансовых ресурсов в целом. От государства ожидается создание условий и возможностей для повышения доступности инвестиционных ресурсов в сфере энергоэффективности для экономических субъектов.
Необходимо создание ясных / простых финансовых механизмов, обеспечивающих разработку и реализацию приоритетных разработок и проектов в области энергоэффективности: Федеральный бюджет и предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных программ в области энергосбережения и возмещения части затрат экономических субъектов на осуществление инвестиционной деятельности и реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Привлечение частного финансирования через налоговое стимулирование, льготного кредитования, субсидирования процентных ставок, предоставления государственных гарантий и др. Рассмотреть возможность использования в России механизма стимулирования энергосбережения – «системы белых сертификатов» (система обязательств по осуществлению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности), которые могут получить как сетевые энергосбытовые компании, так и энергосервисные. Достаточно активно этот механизм развивается в странах Европейского союза. Важную часть в этом процессе занимает M&V (внедрение системы регистрации и системы для мониторинга и верификации экономии).
■ Подготовка кадров и квалификации. Необходимо развитие системы подготовки квалифицированных кадров и системы методов проверки квалификации подготовленных кадров. Недостаток квалификации отмечается одним из основных барьеров на пути массового внедрения проектов повышения энергетической эффективности. Необходимо обучение и повышение квалификации как профильных специалистов, так и работников всех отраслей экономики по вопросам энергоэффективности. Необходимо обратить внимание на сквозное обучение основам экологической и энергетической культуры, начинаясь с детских дошкольных учреждений (путем специально разработанных курсов, пособий и игр).
Сегодня в подавляющем количестве вузов и техникумов фиксируется отсутствие лабораторий с энергосберегающим оборудованием, а также непопулярность темы «Энергосбережение» в обучении. Сейчас студенты учатся на реальных объектах, что чревато большими потерями. Есть примеры учебных симуляторов, которые позволяют приобрести реальные инструментальные навыки, необходимые каждому специалисту для выхода на объект и проведения необходимых измерений. Для этого необходимы государственные программы комплектования учебных заведений современным лабораторным оборудованием.
В части проверки квалификации специалистов должен работать сертифицированный институт, контролирующий  знания и навыки специалистов, и в случае их нарушений аннулировать аттестации. Необходимо на федеральном уровне регламентировать и ужесточить требования к квалификации энергоаудиторов, энергоменеджеров, лиц, ответственных за вопросы энергоэффективности в бюджетных учреждениях, в составе главных распорядителей бюджетных средств, в администрациях муниципальных образований, регионов, а при необходимости и разработать систему сертификации. Необходимо ввести ответственность вплоть до личной ответственности работников, которые непосредственно участвуют в проведении энергетического обследования и подписывают энергетический паспорт и отчет. Предусмотреть дополнительную ответственность членов СРО.
■ Стимулирование. Без экономической мотивации экономических субъектов все усилия государства в сфере энергоэффективности останутся без результатов (что демонстрирует современная ситуация). Инструментами мотивирования энергопроизводителей и энергопотребителей к энергоэффективности могут стать тарифная политика, меры экономического стимулирования, включая налоги, субвенции, добровольные соглашения и др. Наряду с экономическими инструментами необходимо использовать инструменты, направленные на формирование культуры энергосбережения, на повышение осознанности и информированности всех участников рынка о возможностях энергосбережения и энергоэффективности.
■ Информационное обеспечение. Для проведения анализа и оценки эффективности внедрения энергосберегающих технологий требуются достоверные данные. Достоверные данные необходимы и для выработки государственных мер в сфере энергосбережения.
Это статистические данные. В существующем виде они не отвечают ни актуальным требованиям, ни принятой нормативно-правовой базе. Сегодня в стране нет официальных статистических данных о потреблении первичной энергии; о потреблении энергии в разрезе отдельных секторов экономики, в бюджетной сфере, в ЖКХ, на транспорте; о среднем приведенном объеме, или средней мощности, или среднем классе энергоэффективности проданных бытовых приборов – данных, которые позволили бы осуществлять мониторинг энергоемкости в разрезе отдельных процессов, видов продукции, секторов экономики, регионов.
Данные с приборов учета. Сегодня зачастую установка приборов учета энергии подменяет конечную цель – получение достоверных показателей энергетических потоков дома, предприятия, города, региона, страны и оплаты по факту потребления.
Эмпирические данные. Для разработки и выбора энергосберегающих технологий для внедрения помогли бы базы данных с техническими и экономическими характеристиками оборудования, инженерных и технологических решений, материалов, примерами лучшей практики для ее распространения и т.п. Такие данные могли бы быть использованы как система сопоставления параметров энергоэффективности (бенчмаркинг) для предприятий, производящих аналогичные продукты. С помощью этих данных предприятия могли бы сравнить свои удельные расходы с «идеальными» (по бенчмаркингу) и со средними по отечественной отрасли и лучшими мировыми практиками в данной отрасли.
Кроме законодательного и экономического стимулирования в стране необходимо на всех уровнях организовывать и проводить информационную и пропагандистскую работу с потребителями энергоресурсов по разъяснению необходимости мероприятий по энергоэффективности и их потенциальном эффекте, демонстрации энергоэффективных технологий и оборудования и создании государством возможностей и для их внедрения. В данном направлении находятся и мероприятия по разработке и реализации образовательных программ и программ профессиональной переподготовки.
Считаем, что можно предложить следующие пути использования и экономии электроэнергии и других видов энергоресурсов на предприятиях: До 75% всей потребляемой электроэнергии на производствах используется для приведения в действие всевозможных электроприводов. Как правило, на большинстве отечественных предприятий установлены электродвигатели с определённым запасом по мощности в расчете на максимальную производительность оборудования, несмотря на то, что часы его пиковой нагрузки составляют всего 15-20% от общего времени работы. В результате такие электродвигатели расходуют больше энергии, чем это необходимо на величину превышения потерь установленных двигателей по сравнению с двигателями меньшей мощности, если их использовать для привода тех же агрегатов. При этом экономия электроэнергии достигается за счет замены электродвигателями меньшей мощности. Если средняя нагрузка электродвигателя составляет менее 45 % номинальной мощности, то замена его менее мощным электродвигателем всегда целесообразна. При нагрузке электродвигателя более 70 % номинальной мощности можно считать, что замена его нецелесообразна. При нагрузке электродвигателя в пределах от 45 до 70 % номинальной мощности целесообразность его замены должна быть подтверждена технико-экономическим расчётом на базе данных об уменьшении суммарных потерь активной мощности в электрической системе и в электродвигателе.
Режим энергосбережения особенно актуален для механизмов, которые часть времени работают с пониженной нагрузкой, - конвейеры, насосы, вентиляторы и т.п. Комплексно подойти к решению этой проблемы позволяет автоматизация технологических и производственных процессов на базе преобразователей частоты. В частности, хорошо себя зарекомендовали частотно-регулируемые электроприводы со встроенными функциями оптимизации энергопотребления. Суть заключается в гибком изменении частоты их вращения в зависимости от реальной нагрузки, что позволяет экономить до 30-50% потребляемой электроэнергии. При этом, как правило, не требуется замена установленного электродвигателя, что особенно актуально при модернизации производств. Кроме снижения расхода электроэнергии, экономический эффект от применения частотно-регулируемых электроприводов достигается путем увеличения ресурса работы электротехнического и технологического оборудования, что становится дополнительным плюсом.
Такие энергосберегающие электроприводы и средства автоматизации могут быть внедрены на большинстве промышленных предприятий и в сфере ЖКХ - от лифтов и вентиляционных установок до автоматизации целых технологических линий. По различным источникам в европейских странах до 80% запускаемых в эксплуатацию электроприводов уже являются регулируемыми. В нашей стране пока их доля гораздо ниже.
Значительными являются резервы экономии электроэнергии, основанные на переходе к новым технологическим решениям в производстве продукции на каждом предприятии, на переходе к новым аппаратурным оформлениям традиционных технологических процессов, что, как правило, сопровождается существенным снижением удельных норм расхода. Это как раз и должно являться предметом рассмотрения в ходе проведения энергоаудитов совместно специалистами-энергетиками и технологами.
Отдельного рассмотрения на каждом предприятии заслуживают вопросы режима работы системы электроснабжения с точки зрения минимизации потерь а также оптимизации потоков реактивной энергии.
Существенного сокращения потребления электроэнергии для целей освещения можно достичь путём замены устаревшего светотехнического оборудования на современное, в том числе применяя и светодиодные источники света, имеющие в 8-10 раз меньшее удельное электропотребление по сравнению с традиционными лампами накаливания.

Назовем типичные для всех предприятий приёмы экономии энергии:
 
В электрических сетях за счет рационального выбора сечений проводов, применения способов соединения, обладающих малыми переходными сопротивлениями, равномерного распределения нагрузки по фазам
 
В  электрических приводах за счет установки автоматических ограничителей холостого хода электрических машин
 
В трансформаторах за счет их оптимальной загрузки, обеспечения возможности создания экономичных режимов для параллельно работающих трансформаторов
 
В компрессорных установках за счет автоматического регулирования производительности компрессора при колебаниях расхода сжатого воздуха управлением клапанов на всасе, использованием компрессоров с пониженным номинальным рабочим давлением
 
В насосных установках за счет автоматизации работы насосных агрегатов и применения насосов с высоким кпд
 
В вентиляционных установках
 
за счет автоматизации работы и применения экономичных вентиляторов, внедрения экономичных способов регулирования производительности, блокировки вентиляторов тепловых завес с устройствами открывания и закрывания ворот
 
В осветительных электроустановках за счет правильного выбора типа ламп и светильников, применения различных устройств автоматического включения и отключения светильников, поддержания номинального уровня напряжения в сети
 
В тепловых сетях и на технологическом оборудовании
 
за счёт сокращения потерь тепла путём применения современных футеровочных и изоляционных материалов
В системах пароснабжения за счёт сбора, обработки и использования конденсата
 
И в завершении приведем общие советы по организации работы в сфере энергосбережения:
▪ Необходимо заниматься совершенствованием энергетического хозяйства только в том случае, когда эта работа может принести существенный экономический либо экологический эффект.
▪ Необходимо определить, какие потери энергии на данном объекте могут быть устранены, а какие нет. Необходимо заниматься только первыми и не тратить время на вторые. Это правило, разумеется, не относится к случаю, когда производится радикальная замена объекта на новый, более совершенный.
▪ Необходимо избегать использования как очень малых, так и очень больших разностей температур при теплопередаче. Первые приводят к необходимости значительно увеличивать рабочие поверхности аппаратов, вторые – к большим потерям энергии. В первом приближении оптимальные разности температур между потоками должны быть пропорциональны средней абсолютной температуре.
▪ Необходимо стараться свести к минимуму, а еще лучше исключить смешение потоков с разными температурами, давлениями или (и) концентрациями. Иногда это трудно сделать без радикального изменения технологии, например, при смешении кислорода с воздухом для обогащения доменного дутья, в других случаях цель может быть достигнута путем небольших изменений.
▪ Необходимо по возможности использовать противоточные, а не прямоточные процессы, как при теплопередаче, так и массопередаче и химических реакциях. При противотоке потери энергии всегда меньше.
▪ Необходимо не сбрасывать высокотемпературные потоки, как вещества, так и тепла в окружающую среду. То же относится и к потокам с температурой существенно ниже, чем в окружающей среде. Лучше найти или создать потребителя (в своем хозяйстве или поблизости), нуждающегося в нагреве или охлаждении своих объектов.
▪ Необходимо не забывать, что практически каждое изменение в любом месте технологической цепочки сказывается на характеристиках других ее звеньев. Нужно следить за тем, чтобы улучшение характеристик в одном месте не вызвало существенного их ухудшения в другом. В результате такого воздействия может произойти снижение эффективности системы в целом.
▪ Необходимо помнить, что стоимость потребляемой энергии всех видов для конкретного участка тем больше, чем дальше расположен данный участок технологической цепи от ее начала (входа). Поэтому экономия единицы энергии в заключительных звеньях системы приведет к большему снижению общих затрат, чем экономия на начальных участках.
▪ Необходимо обращать главное внимание на потери тех видов энергоносителей, которые обладают наиболее высоким потенциалом - электроэнергия, высокотемпературные или низкотемпературные потоки (водяной пар высоких параметров, жидкие кислород и азот, сжатый воздух и т. д.).
▪ Необходимо стараться по возможности использовать природные энергетические ресурсы.
▪ Необходимо рационально использовать временные «провалы» в потреблении электроэнергии – не только непосредственно в производстве продукции, но и для аккумулирования энергетических ресурсов (в виде тепла, сжатого воздуха и др.).
▪ Необходимо быть осторожными с рекламой и предложениями новых «сверхэффективных» процессов, машин и систем. Нужно тщательно проверять их, особенно в тех случаях, когда авторы ссылаются на высокие научные авторитеты или, напротив, ниспровергают их.
 

Категория: Высшее образование сегодня и завтра | Просмотров: 1559 | Добавил: scale  
Ключевые слова: приоритетные национальные проекты, Энергоэффективность, энергосбережение, СКИТУ, энергосберегающие технологии | Рейтинг: 3.0/1
Статья размещена 04.02.2015 в 11:45
Оценить статью:
Всего комментариев: 0
avatar
Проверка тиц Яндекс.Метрика

Разработка и сопровождение сайта: scale
Яндекс.Метрика
Сейчас на сайте: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
Irina